Бердянск🏠⭐БЕРДЯНСКИЕ МАЯКИОбзор

БЕРДЯНСКИЕ МАЯКИ: обзор, экскурсии, фото

Маяки и навигационные сооружения Бердянска — это неотъемлемая часть истории зарождения и развития города. Небольшие глубины Азовского моря и его заливов, многокилометровые косы и обилие отмелей требовали обеспечить безопасное прохождение акватории для судов. В Бердянске функционирует несколько навигационных знаков, включая один из старейших на азовском побережье маяков.

Бердянские маяки

Нижний Бердянский маяк

Нижний Бердянский маяк

Особенность навигации в Бердянском заливе заключается в том, что судам приходится огибать Бердянскую косу, которая выступает в открытое море на 23 км. К тому же, Азовское море довольно мелкое: максимальная глубина не превышает 15 метров, а в заливе судоходная зона и того меньше, 7–8 метров. Да и погода на море не всегда благоприятна. Поэтому строительство навигационных знаков, которые обеспечили бы безопасное судоходство в районе Бердянска, было необходимостью.

Нижний Бердянский маяк

Нижний маяк на Дальней коса

Нижний маяк на Дальней коса

Первое навигационное сооружение было установлено в Бердянске еще в 1833 году купцом третьей гильдии Николаем Степановичем Кобозевым, который впоследствии стал первым и одним из самых уважаемых градоначальников Бердянска. Этот «маяк» представлял собой деревянный столб с фонарем и, несмотря на примитивную конструкцию, в течении пяти лет помогал судам безопасно заходить в порт. Согласно официальным документам, строительство первого каменного капитального маяка началось 22 апреля 1838 года на оголовке Бердянской косы, в 600 метрах от кромки воды. В рапорте ответственного за строительство подпоручика Ласкина отмечено, что работы начались в 2 часа дня. Возведением маяка занимался керченский купец с итальянскими корнями Карло Томазини.

Камень и другие строительные материалы специально доставлялись на песчаную косу, где не было даже пресной воды. Маяк заработал 3 сентября 1838 года и представлял собой восьмиугольную пятиэтажную башню, огни которой светили на высоте 25,5 метров над уровнем море. Средняя треть башни была выкрашена в красный цвет, верх и низ — в белый. В таком виде здание дошло до наших дней. У подножия маяка расположился жилой двухэтажный флигель для смотрителя маяка и его помощников.

Изначально на маяке был установлен осветительный прибор с 15 керосиновыми лампами и рефлекторами, который обеспечивал дальность света на 10 миль. Смотритель должен был ориентироваться по восходу и закату солнца, по погоде и зажигать их в назначенное время. Отсутствие на оголовке пресной воды, ее привозили сюда с материка, и регулярное размывание узкой части косы во время штормов, что фактически превращало ее в остров, усложняли службу в этом месте.

Панорамный вид Нижнего маяка

Панорамный вид Нижнего маяка

В 1883 году на Нижний маяк провели электричество, керосиновые лампы остались в прошлом, а Бердянский маяк стал вторым электрифицированным после Одесского и одним из 15 в мире с электрическим освещением, из порядка 5000 существовавших на тот момент. В 1911 году старые электрогенераторы заменили новыми, более надежными и мощными.

В конце XIX века на Нижнем маяке установили дополнительный источник подачи сигнала — звуковой. В условиях плохой видимости раздавался громкий рев парового гудка, разносящийся далеко над морем. Для этих же целей рядом с башней располагался 20-пудовый колокол.

Во время Первой мировой войны маяк был поврежден и прекратил свою работу. Свет огней восстановили только в 1923 году, но он вновь потух, когда за Бердянскую косу шли бои в 1941–1943 годах. Это важное навигационное сооружение вернулось в строй только в 1947 году, а полноценное восстановление маяка закончилось уже в 1956.

Очередная модернизация Нижнего маяка прошла в середине 1980-х, когда здания были капитально отремонтированы и установлен радиолокационный ответчик. 70-метровая вышка радиомаяка стоит рядом с маячной башней. Сегодня высота каменной маячной башни от основания составляет 19 метров, высота огня над уровнем моря — 24 метра, дальность видимости света — 15 миль.

С октября 1945 года смотрителями Нижнего Бердянского маяка работают представители семьи Федирко, сначала Ефим со старшими сыновьями Виктором и Федором, а потом — младший сын Яков Ефимович со своей дочерью Еленой. В 2005 году внедрение автоматизированной системы свела работу смотрителей к минимуму, уменьшив штат от более 10 человек до 4.

Верхний Бердянский маяк — старый и новый

Верхний Бердянский маяк

Верхний Бердянский маяк

В 1877 году на материковой части побережья началось возведение Верхнего Бердянского маяка, который должен был указывать путь кораблям в порт уже в акватории залива. Обойдя оголовок Бердянской косы и войдя в воды залива, корабли оставались по сути без ориентира, куда двигаться дальше. Навигационное сооружение получило название «Верхний» из-за своего местоположения — в городе на холме чуть западнее порта.

Прямоугольная башня нового маяка возвышалась над землей на 13 метров, но этого было достаточно даже в первые пять лет его «службы» в качестве несветящего навигационного знака. Осветительное оборудование было установлено в 1883 году, и с 1 октября Верхний Бердянский маяк официально начал подавать постоянный световой сигнал с помощью двух фонарей, установленных друг над другом на верхних этажах башни. Для освещения пути применялись керосиновые лампы и аппарат Френеля. На самом верху была создана специальная шарообразная конструкция для отвода продуктов горения керосина в лампах — прототип современных вытяжек.

В начале Второй мировой войны огонь потушили, чтобы лишить ориентира вражеские корабли, а оборудование маяка демонтировали и спрятали. Но уже через три с половиной года — в начале 1945, все вернули на место. И хотя о навигации по Бердянскому заливу в полном объеме речи еще не шло, но маяк уже мог подавать сигналы и управлять движением кораблей. В отличие от своего коллеги на косе, Верхний Бердянский маяк практически не пострадал: частичные повреждения получили только фонарный отсек и хозяйственные постройки.

Маяк крупным планом

Маяк крупным планом

В 1948 году на маяк протянул электричество, а в 1957 был восстановлен флигель у подножия башни. Само по себе здание маяка уникально — до нашего времени сохранились элементы декора из чугуна и английской стали, а также подвальное помещение со стенами метровой толщины.

Старый Верхний маяк проработал всего столетие. Активная застройка микрорайона АЗМОЛ, где он расположен, начала мешать нормальному функционированию относительно невысокой башни, луч которой терялся на фоне городского освещения. Поэтому в 1977 году был построен новый Верхний маяк, с теми же функциями и задачами, но примерно на сто метров ближе к морю. Он получился значительно выше и современнее прежнего. Высота его восьмиугольной башни от основания — 33 метра, высота огня над уровнем моря — 72 метра, а дальность света — 19 миль.

Помещение старого маяка передали детскому саду. Сотрудники учреждения берегут память о прежней жизни здания и относятся к нему как к музейному экспонату, но городские активисты давно продвигают идею об устройстве здесь настоящего музея.

Для бесперебойной и слаженной связи между Верхним и Нижним маяками в 2020 году провели модернизацию оборудования по обеспечению телекоммуникации, установили Wi-Fi-мост для связи между ними и создали резервный интернет-канал.

Экскурсии на маяки

Маяки — это стратегические объекты, которые находятся в ведении государственного учреждения «Держгидрография». Попасть туда практически невозможно. Но в 2018 году, когда Бердянск отмечал 180-летие Нижнего маяка, в один из дней празднования двери на маяк открыли для всех желающих.

В 2020 году некоторые маяки, например, Генический, открыли для посещения туристами. Но в 2021 году было принято решение ограничить доступ посетителей к маяковым комплексам на время действия особого периода. Поэтому максимум, на который могут сейчас рассчитывать туристы — это фото на фоне маячных башен за территорией комплексов.

Створный знак

Створный знак Бердянска, или «градусник» — это еще один важный элемент навигации, обеспечивающий безопасный и понятный проход судов. Со временем рельеф дна Бердянского залива естественным образом меняется. Для обеспечения нормального безопасного судоходства в Бердянском заливе регулярно проводятся гидрографические промеры, выполняются грунтовые съемки, обновляются морские навигационные карты и проводятся работы по углублению судоходного канала. Но все равно без помощи створных знаков мореплавателям не обойтись.

Створный знак возле порта

Створный знак возле порта

Суть этого навигационного сооружения состоит в том, чтобы показывать, точно ли относительно оси фарватера идет судно. Бердянские створные знаки работают в паре и, будучи расположенными один за другим, своим лучом создают линию, указывающую точное направление движения, — центральную ось судоходного канала. Она не должна быть видна как расплывчатая или неровная: если знаки находятся не на одной линии, значит, курс судна неверный.

Бердянский створный знак состоит из двух элементов — переднего и заднего — и был установлен в 1907 году по инициативе Гидрографического управления Российской империи как ориентир для захода больших судов. Верхний знак, который за схожесть с одноименным бытовым прибором местные жители прозвали «градусником», высотой 20 метров, находится на Средней горе. Его можно увидеть, если идти по проспекту Труда в направлении от залива. Нижний знак расположен на территории порта, свободный доступ туристов на эту территорию закрыт.

Бердянский порт

Бердянский порт

В 2013 году был проведен капитальный ремонт верхнего створного знака: его покрасили, заменили детали, что значительно улучшило качество передаваемого сигнала. Свет створных знаков видно на расстоянии 16 км, в ясную погоду это два красных фонаря и светодиодные лампы, в туман дополнительно включается лазер.

Остальные навигационные сооружения

Сигнальные огни также имеются на волнорезе: два фонаря, которые светятся красным и зеленым светом. Принцип работы такой же, как у привычных нам светофоров: красный — это запрещающий проход сигнал, а зеленый, соответственно, разрешающий.

Также по всей длине канала есть светящиеся буи. Их называют бровками, как иногда именуют бордюры на обычной дороге, и они точно так же обозначают «проезжую» часть акватории. Длина этой «дороги» в Бердянском заливе — 20 км. Слева располагается красная бровка, а справа — зеленая. Вес буев составляет от полутора до двух с половиной тонн без якоря. Конструкция удерживается якорем весом 2–3 тонны и мощной металлической цепью, длина которой доходит до 15 метров.

Морская навигация — это чрезвычайно сложный и ответственный процесс. Веками на страже безопасности мореплавания находятся маяки и их помощники. Они меняются внутри, совершенствуются, берут на вооружение современные технологии, и все вместе выполняют командную работу по обеспечению максимально комфортного и безопасного судоходства по Бердянскому заливу.

Рекомендации по выбору жилья

Все материалыРазвернуть
Отдых в Бердянске и на Бердянской косе в мае и на майские праздники — Азовское море

Особенности отдыха в Бердянске и на Бердянской косе на майские праздники и в мае. В какой районе выбрать жилье, чем заняться и как добраться.

Отдых в Бердянске и на Бердянской косе в мае и на майские праздники — Азовское море
Отдых в Бердянске и на Бердянской косе в сентябре в бархатный сезон — Азовское море

Особенности отдыха в Бердянске и на Бердянской косе в сентябре на «бархатный сезон». Где искать жилье, чем заняться и как доехать на курорт.

Отдых в Бердянске и на Бердянской косе в сентябре в бархатный сезон — Азовское море
Отдых в Бердянске и на Бердянской косе зимой и в межсезонье — Азовское море

Особенности отдыха в Бердянске и на Бердянской косе на майские праздники и в мае. В какой части города выбрать жилье, что посетить, проезд.

Отдых в Бердянске и на Бердянской косе зимой и в межсезонье — Азовское море
Отдых с детьми в Бердянске и на Бердянской косе

Обзоры и особенности районов в Бердянске и на Бердянской косе — какой выбрать для отдыха и оздоровления с детьми?

Отдых с детьми в Бердянске и на Бердянской косе
Недорогой отдых на Азовском море: как выбрать бюджетное жилье в Бердянске?

Обзор вариантов самого недорогого жилья в Бердянске и на Бердянской косе. В какой районе поселиться, и как выбрать бюджетную базу отдыха или отель.

Недорогой отдых на Азовском море: как выбрать бюджетное жилье в Бердянске?
Отдых на курортах Азовского моря: Бердянск, Кирилловка или Арабатская Стрелка?

Сравнительный обзор ведущих курортов Азовского моря — отличия, преимущества и недостатки.

Отдых на курортах Азовского моря: Бердянск, Кирилловка или Арабатская Стрелка?